Александр Сергеевич Пушкин

1384747488_aleksandr_pushkin

Алекса́ндр Серге́евич Пу́шкин1799 —1837, Санкт-Петербург[3]) — русский поэт, драматург и прозаик. Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Также Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Унылая пора! очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса —

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса,

 В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

 И мглой волнистою покрыты небеса,

 И редкий солнца луч, и первые морозы,

 И отдаленные седой зимы угрозы.

 И с каждой осенью я расцветаю вновь;

 Здоровью моему полезен русской холод;

 К привычкам бытия вновь чувствую любовь:

 Чредой слетает сон, чредой находит голод;

 Легко и радостно играет в сердце кровь,

 Желания кипят — я снова счастлив, молод,

 Я снова жизни полн — таков мой организм

 (Извольте мне простить ненужный прозаизм).

2

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

 Но мне она мила, читатель дорогой,

 Красою тихою, блистающей смиренно.

 Так нелюбимое дитя в семье родной

 К себе меня влечет. Сказать вам откровенно,

 Из годовых времен я рад лишь ей одной,

 В ней много доброго; любовник не тщеславный,

 Я нечто в ней нашел мечтою своенравной.

Ведут ко мне коня; в раздолии открытом,

 Махая гривою, он всадника несет,

 И звонко под его блистающим копытом

 Звенит промерзлый дол и трескается лед.

 Но гаснет краткий день, и в камельке забытом

 Огонь опять горит — то яркий свет лиет,

 То тлеет медленно — а я пред ним читаю

 Иль думы долгие в душе моей питаю.

И забываю мир — и в сладкой тишине

 Я сладко усыплен моим воображеньем,

 И пробуждается поэзия во мне:

 Душа стесняется лирическим волненьем,

 Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,

 Излиться наконец свободным проявленьем —

 И тут ко мне идет незримый рой гостей,

 Знакомцы давние, плоды мечты моей.

  И мысли в голове волнуются в отваге,

 И рифмы легкие навстречу им бегут,

 И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

 Минута — и стихи свободно потекут.

 Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,

 Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползут

 Вверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;

 Громада двинулась и рассекает волны.

  Плывет. Куда ж нам плыть?

3

Поднялся шум; свирелью полевой
Оглашено мое уединенье,
И с образом любовницы драгой
Последнее слетело сновиденье.
С небес уже скатилась ночи тень.
Взошла заря, блистает бледный день —
А вкруг меня глухое запустенье…
Уж нет ее… я был у берегов,
Где милая ходила в вечер ясный;
На берегу, на зелени лугов
Я не нашел чуть видимых следов,
Оставленных ногой ее прекрасной.
Задумчиво бродя в глуши лесов,
Произносил я имя несравненной;
Я звал ее — и глас уединенный
Пустых долин позвал ее в дали.
К ручью пришел, мечтами привлеченный;
Его струи медлительно текли,
Не трепетал в них образ незабвенный.
Уж нет ее!.. До сладостной весны
Простился я с блаженством и с душою.

 

4

Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист.
Поля, холмы, знакомые дубравы!
Хранители священной тишины!
Свидетели моей тоски, забавы!
Забыты вы… до сладостной весны

5

Октябрь уж наступил — уж роща отряхает

 Последние листы с нагих своих ветвей;

 Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.

 Журча еще бежит за мельницу ручей,

 Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает

 В отъезжие поля с охотою своей,

 И страждут озими от бешеной забавы,

 И будит лай собак уснувшие дубравы.

6

 Уж небо осенью дышало,

 Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

 Лесов таинственная сень

 С печальным шумом обнажалась,

 Ложился на поля туман,

 Гусей крикливый караван

 Тянулся к югу: приближалась

 Довольно скучная пора;

 Стоял ноябрь уж у двора.

Оставьте комментарий